Администрация Первомайского района - Анализ инновационного потенциала экономики Беларуси

ДНЕЙ ДО НАЧАЛА II ЕВРОПЕЙСКИХ ИГР В МИНСКЕ

Прямая телефонная линия в администрации Первомайского района г.Минска
18 августа 2018 г. с 09.00 до 12.00 «прямую телефонную линию» с населением проводит депутат Мингорсовета Лашковский Евгений Александрович.
Задать интересующие вопросы можно по телефону
280-05-14.

Прямая телефонная линия в Мингорисполкоме
18 августа 2018 г. с 09.00 до 12.00 «прямую телефонную линию» с населением проводит председатель Минского городского Совета депутатов Панасюк Василий Васильевич.
Задать интересующие вопросы можно по телефону
222-44-44.

дней осталось до юбилея района

Для успешного развития страны инновации играют весьма значимую роль. Конкурентоспособность национальной экономики в современном мире во многом определяется экономикой знаний, сформированной с учетом инновационного потенциала страны, что определяет необходимость проведения системного анализа данного фактора. Без внедрения инноваций создавать конкурентоспособную продукцию практически невозможно.

В экономике Беларуси инновационное развитие идет противоречивыми путями. С одной стороны, в стране создан существенный потенциал в сфере научных разработок, исследований и квалифицированной рабочей силы. С другой стороны, доведение результатов исследований до внедрения инноваций испытывает определенные затруднения. Это связано с отсутствием действенного механизма, который обеспечивает успешную интеграцию науки, образования и бизнеса. Данная проблема обозначилась достаточно давно.

Инновационная сфера в Беларуси существовала и в рамках советской экономике, где не было рыночных институтов, а механизм внедрения новшеств носил административный характер и определялся в планах, обязательных к выполнению. Для этих целей был создан достаточно мощный отраслевой сектор науки: отраслевые НИИ и система опытно-конструкторских и технологических бюро (ОКТБ) на предприятиях.

Резкое ослабление отраслевых НИИ и сокращение числа ОКТБ в период распада СССР, разрушение плановой экономики и возникший глубокий системный кризис усложнили проблему инноваций. В государствах-участниках СНГ, включая Беларусь, после 1991 года удельный вес организаций, внедряющих инновации, упал в среднем до 5-6% от общего числа организаций. Произошло сокращение спроса на национальный инновационный продукт и вытеснение его с внутренних рынков.

Оставшийся от советской экономики научно-технический потенциал с плановой структурой не вписывался в новые реалии, поскольку он унаследовал старые проблемы: самодостаточность науки, отрыв ее от потребностей производства, плохую восприимчивость экономики к НТП и технологическое отставание многих отраслей и предприятий. Ко всему прочему он приобрел новые, не менее трудные для решения проблемы: отсутствие приемлемых для рынка инструментов связи научной, промышленной и финансовых отраслей; сложности с развитием недостающих звеньев инновационного процесса, прежде всего, инфраструктуры освоения и коммерциализации инноваций, а также построением соответствующей рыночным принципам институционально-правовой среды.

Сейчас в Беларуси сформировано адекватное правовое поле, регулирующее развитие инновационного потенциала. Стимулирование инновационной деятельности осуществляется в соответствии с основополагающим законодательным актом Республики Беларусь – Законом «О государственной инновационной деятельности в Республике Беларусь от 10 июля 2012 г. В этом направлении законодательством Рес­публики Беларусь предусмотрены достаточные пре­ференции. С начала 2015 года в Налоговом кодексе Республики Беларусь определены требования к инновационным товарам, прибыль от реализации которых освобож­дается от выплаты налога на прибыль и разработан порядок предоставления уменьшенной ставки налога на при­быль (10%) субъектам инновационной инфраструктуры и резидентам научно-технологических парков. Скорректированы меры в вопросе установле­ния преференций в виде понижающего коэффициента 0,5 к ставкам аренды за арендуемое резидентами технопарков имущество, находящееся в госсоб­ственности. Научно-исследовательские, опытно-­конструкторские и технологические работы, как и оборудование, материалы и комплектующие изделия, предназначенные для выполнения этих работ, освобождены от выплаты налога на добавленную стоимость. Также предусмотрены возможности включать в затраты до 2% выручки от реализации продукции, произведенных по результатам НИОКР.

По данным статистики на начало 2015 года в качестве субъектов инновационной инфраструктуры зарегистрировано 14 юридических лиц, в том числе: 12 технопарков (в Брестской области – 2, Витебской – 2, Гомельской – 2, Гродненской – 2, Могилевской – 1, Минской – 1, в г. Минске – 2) и 2 центра трансфера технологий (в Витебске и в Гомеле).

Важно выделить определившуюся тенденцию роста показателей результатов деятельности резидентов технопарков. Так, объем произведенных технопарками работ (услуг) в 2014 году составил 99,7 млрд руб. и увеличился в 2, 9 раза за период с 2012 года, а прирост объема произведенной инновационной продукции резидентами технопарков составил 111 % и достиг величины 197,4 млрд руб. Число резидентов технопарков в 2014 году составило 84 в то время как в 2010 году их было только 7.

Несмотря на положительную динамику, значительного влияния на основные макроэкономические показатели Бе­ларуси инновационная инфраструктура пока не оказывает. И доля предприятий технопарков в объеме инновационной продукции составляет менее 1% в целом по республике.

В целом же состояние национальной инновационной системы (НИС) Беларуси определяется уровнем развития ее основных элементов – субъектов инновационной деятельности научных и образовательных учреждений, инновационно ориентированных производственных предприятий и предприятий инновационной инфраструктуры.

Научные исследования и разработки в последние годы проводятся в Беларуси в трехстах НИИ, вузах, промышленных и иных предприятий. Более 80% НИОКР выполняется организациями НАН Беларуси, Министерствами промышленности, образования и здравоохранения. На долю трех из этих наукообразующих отраслей приходится 94,4% проводимых в стране фундаментальных исследований и 72,5% — прикладных. Основная нагрузка в области опытно-конструкторских и технологических разработок лежит на Министерстве промышленности. Деятельность государственного сектора в структуре НИС не является в достаточной мере системной. Это проявляется в том, что различными органами государственного управления курируются фундаментальные и прикладные исследования, выполнение научно-технических программ и обеспечивается освоение результатов НИОКР.

Возможности действующих научных организаций по технологической модернизации отечественного производства недостаточно велики. В Беларуси в рамках научно-технических программ создается порядка 400 передовых производственных технологий в год. Однако в национальной экономике используются около 6 тысяч определяющих ее развитие технологий. В результате период обновления последних составляет не менее 15 лет, что является недопустимым для современного этапа ускоренного развития научно-технического программа, так как в настоящее время технология морально устаревает за 5-7 лет, а в области электроники – за 2-3 года. При этом разрабатываемые отечественные технологии отличаются невысоким уровнем ноу-хау, что не соответствует задачам кардинального уровня конкурентоспособности национальной экономики.

Недостаточность научного обеспечения инновационного развития Беларуси во многом обусловлена низкой численностью исследователей. В 1990-е годы их количество сократилось в 3,3 раза. Соответственно упали и объемы выполняемых научно-исследовательских работ.

До настоящего времени из научной среды происходит отток наиболее продуктивного средневозрастного звена. За последние 10 лет доля исследователей в возрасте 30-39 лет уменьшилась вдвое (с 32,3% до 15,9%), а старше 60 лет возросла в 4,5 раза (с 2,1% до 12,2%). При этом доля докторов наук в возрасте 30-39 лет составляет 1,4% от их общей численности. Более половины из них достигли пенсионного возраста, а 18% — 70 лет. Такая возрастная структура научного потенциала опасна потерей преемственности, требующей для воспроизводства научных школ.

Хотя отмеченные тенденции в последние годы существенно замедлены. В течение последних лет число работников, выполняющих научные исследования и разработки в Беларуси ежегодно уменьшается в среднем на 700 человек, то есть на 3% в год. Приток молодых специалистов не компенсирует естественной убыли исследователей.

Во многом это обусловлено низкой престижностью научного труда. В первую очередь это определяется низким уровнем доходов и социального обеспечения. Так, среднемесячная заработная плата исследователей в Беларуси в последние годы составляет около 86% от средней по экономике в целом.

Как следствие, не происходит позитивного перелома в миграции специалистов высшей квалификации. Начиная с 1996 года, из Беларуси ежегодно выезжает и остается за границей порядка 70 научных работников и преподавателей вузов. При этом идет заметное омоложение внешней интеллектуальной миграции. Все большее число студентов и молодых ученых ориентированы на продолжение образования и работу за рубежом.

Несмотря на наличие Программы материально-технического переоснащения научных организаций, треть принадлежащим им зданий имеют более 60%, половина – более 40%. Высока доля накопленной амортизации активной части производственных фондов, достигшая 85%. При этом, среднегодовой коэффициент обновления последних составляет всего 5%, что почти в 3 раза ниже уровня, рекомендуемого современной экономической наукой. Более 60% научных приборов имеют средний возраст свыше 15 лет, в то время как их моральное устаревание наступает уже после 3-5 лет эксплуатации.

Следует отметить, что число выпускников белорусских вузов за последние 10 лет возросло в 1,6 раза, что содействовало росту индекса развития человеческого потенциала, а значит, и международного авторитета страны, ставшей единственной в СНГ, где данный индекс вырос по сравнению с 1990 годом и стал вторым по величине после России.

Для успешного продвижения инноваций Беларуси сегодня необходимо до 7 тысяч специалистов в области инновационной деятельности. Не имеющие специальной подготовки выпускники естественно-научных и технических специальностей, вливаясь в производственную, научную и предпринимательскую деятельность практически не влияют на развитие инновационной деятельности, так как не готовы ее организовывать. В результате отсутствия специалистов, профессионально владеющих деловыми принципами коммерциализации технологий, теорией и практикой правовой охраны и использования интеллектуальной собственности, умеющих управлять инновационными и высокотехнологичными проектами во многом является причиной низкой инновационной активности отечественных предприятий и организаций.

Ряд крупных национальных предприятий, продукция которых поставляется на международный рынок, регулярно модернизируют свою производственную базу, что позволяет им поддерживать приемлемый уровень конкурентоспособности выпускаемой продукции. Однако в целом по промышленному комплексу Беларуси, степень инновационной активности производств составляет около 13%, что в 4 раза меньше, чем в странах Европейского Союза. В следствии этого удельный вес осваиваемой новой продукции в производственном секторе составляет только 2,3% в год при его пороговом, с точки зрения экономической безопасности, значении 6%.

Средний срок использования оборудования и определяющих технологий в производственной сфере республики составляет 20-30 лет. Почти половина из них создана и внедрена еще во время Советского Союза. Из-за низкой обновляемости оборудования (3,5% в год) отрицательный тренд приобрела динамика износа активной части основных фондов. Эта проблема просматривается и в промышленности, и в сельском хозяйстве, и в строительной отрасли, где удельный вес накопленной амортизации к первоначальной стоимости машин и оборудования превысил 80%, что вдвое выше его порового значения. В результате удельное ресурсопотребление в Беларуси значительно выше чем в развитых странах.

Показатели экспорта белорусской продукции коррелируются со степенью наукоемкости выпускаемой продукции, в которой доля продукции высокой и средней наукоемкости составляет всего 5%. Соответственно и доля добавленной стоимости, создаваемая национальными производителями высокотехнологичной продукции в ВВП, существенно ниже, чем в экономически развитых странах: в 2,4 раза, чем в среднем по ЕС, и в 6 раз, чем в США.

Значимой характеристикой научного потенциала выступает численность и квалификация научных кадров. Согласно официальной статистики, что на начало 2015 года в 457 организациях, выполняющих научные исследования работали 27 208 человек. Исследователи составили 63,8% от общего числа, работающих в этих организациях. Доля докторов наук в общей численности работающих составила 2,5% против 2,4% в 2013 году, кандидатов наук – 10,5% против 10,1% в 2013 году. Таким образом, несмотря на то, что численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками снизилась, доля докторов и кандидатов наук возросла.

Основной формой подготовки научных и научно-педагогических кадров являются аспирантура на базе высшего профессионального образования и докторантура. В 2014 году в Республике Беларусь подготовка осуществлялась в 119 организациях республики, из них 73 – научные организации и 46 – высшие учебные заведения Численность аспирантов на конец 2014 года в целом по республике составила 4 900 человек. В 2014 году в республике насчитывалось 55 докторантур, из них в научных организациях – 25, в высших учебных заведениях – 30. Численность докторантов составила 282 человека. В 2014 году присуждено 491 степеней кандидата наук и 45 степеней доктора наук.

Важным показателем при анализе инновационного потенциала страны является показатель расходов на научные исследования и разработки. В Беларуси в 2014 году внутренние затраты на научные исследования и разработки составили 4.073.119 миллионов рублей против 4.372.305 миллионов рублей в 2013 году, что на 7% меньше, но на 2.932.481 миллион рублей больше, чем в 2010 году. Из общего объема финансирования внутренних затрат на научные исследования и разработки 1.954.322  миллиона рублей поступила из средств бюджета, 728.858 миллионов рублей потрачено из собственных средств. Начиная с 2000х годов финансирование научных исследований и разработок увеличивалось, но в связи с кризисными явлениями в экономике показатели 2014 и 2015 годов хуже.

В последние годы в стране остаются устойчивыми число инновационно активных промышленных предприятий и средний уровень инновационной активности экономики в целом. В 2014 году число инновационно активных предприятий составило 383, что на 59 больше показателя 2010 года. Но в 2011 году инновационно активных предприятий насчитывалось 443, и с этого года их число стало уменьшаться. Доля инновационно активных организаций в 2014 году составляет 20,9%. В 2013 году – 21,7%. Данный показатель также снижается с 2011 года. Лидирует по наличию инновационно активных организаций г. Минск – 95, затем следует Витебская (62 организации) и Гродненская (57 организаций).

В 2014 году общий объем отгруженной продукции собственного производства в Республике Беларусь составил 504.810.073 миллиона рублей, что на 8% больше, чем в 2013 году и на 74,6% больше, чем в 2010 году. Однако из общего объема объем отгруженной инновационной продукции в 2014 году составил 70.111.439 миллионов рублей или 13,9% в общем объеме отгруженной продукции собственного производства. Однако это на 12.792.291 миллион рублей меньше, чем в 2013 году, когда число отгруженной инновационной продукции составило 82.903.730 миллионов рублей и соответственно 17,8% в общем объеме отгруженной продукции собственного производства этого же года. Несмотря на включение данного показателя в состав важнейших индикаторов экономической безопасности Республики Беларусь, падения показателя продолжается и в 2015 году и в первом полугодии он составил всего 12,7%.

Одной из основных причин снижения показателя «удельный вес отгруженной инновационной продукции» в целом по Беларуси является снижение на 38% по сравнению с 2013 годом объема отгруженной инновационной продукции организациями Министерства промышленности. Это обусловлено тем, что наиболее доходный этап для реализации инновационной продукции наступает через 3-4 года после завершения ее разработки, то есть, когда продукция уже не относится к новой. Кроме того, наблюдается общее падение отгрузок белорусской инновационной продукции в основные страны-импортеры (Россия, Украина) в связи с увеличением ее стоимости на рынках данных стран из-за значительного снижения курсов их национальных валют.

Объем экспорта наукоемкой и высокотехнологичной продукции за 2014 год составил 8,3 млрд долларов США при плане на 2014 года – 5,6 млрд долларов США. Доля экспорта наукоемкой и высокотехнологичной продукции в общем объеме белорусского экспорта в 2014 году составила 19% (при плане 12%), в 2013 году – 21,9%. Основные направления экспорта остаются прежними – Россия, Украина и страны СНГ.

Таким образом, начало пятилетки 2011-2015 годов характеризовалось в общем положительной динамикой показателей инновационного потенциала экономики Республики Беларусь. Однако на инновационную деятельность в 2014 году и, соответственно, в 2015 году наложили отпечаток кризисные явления мировой экономики, сложная ситуация, сложившаяся в экономике основных стран-импортеров белорусской высокотехнологичной продукции. Поэтому некоторые показатели инновационного потенциала оказались в этот период ниже, чем соответствующие показатели в 2012-2013 годах. И достигнуть всех прогнозных показателей Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы не получилось. Например, увеличить удельный вес отгруженной инновационной продукции организациями, основным видом экономической деятельности которых является производство промышленной продукции, в общем объеме отгруженной продукции до 20-21% не получилось. По данным национального статистического комитета Республики Беларусь в 2013 году данный показатель составил 17,8%, в 2014 году – 13,9%. Увеличить долю инновационно активных организаций в общем количестве организаций, основным видом экономической деятельности которых является производство промышленной продукции, – не менее 40% – также не удалось. Показатель 2014 года – 20,9%. Показатель внутренних затрат на научные исследования и разработки также упал – 0,52% к ВВП против запланированных 2,5-2,9%.

На сегодняшний момент единой международной методики для оценки эффективности инновационной инфраструктуры и инновационного потенциала страны нет и международные организации используют различные критерии для оценки уровня развития национальной инновационной системы. Особый интерес сейчас вызывает методика Евросоюза. Табло Инновационного Союза (IUS) представляет собой многоиндикаторный анализ результатов инновационного развития стран в рамках Инициативы Евросоюза, что дает возможность сопоставлять страны по степени их инновационности.

Методика Табло Инновационного Союза позволяет провести анализ способности кадрового потенциала к восприятию нововведений, степени квалификации кадров, уровня финансирования инновационной деятельности и экономических эффектов от этой деятельности. Отдельные показатели Табло Инновационного Союза рассчитываются и в странах ЕАЭС, что позволяет сопоставить индикаторы инновационного развития со средним показателем по странам ЕС. И, несмотря на меньший процент расходов от ВВП на НИОКР, результативность белорусской инновационной сферы достаточно высокая.

Тем не менее, если посмотреть итоги прошедших лет, динамика развития инновационного потенциала была положительной. Республика Беларусь шла по пути инновационного развития экономического потенциала страны. К сожалению показатели инновационного развития снизились в 2014-2015 годах, и это объективно вызвано ухудшившимися внешними условиями и системным кризисом в Беларуси. И для решения этих проблем необходимо адаптировать национальную экономику к сегодняшней конъюнктуре мирового рынка и провести реформы, направленные на развитие рыночных институтов.